Tрагедия на Хан-Тенгри 1970г.
(Из истории советского альпинизма)

[ предыдущая ] [ первая ] [ следующая ]

"Вперед и вверх - а там …"

17.07. Вечером на морене (лагерь №1) перед горой я долго делил поровну все, что надо было поднять в первую очередь. Безменом получилось по 34 кг на каждого.
18.07. Утром мы поднялись по краю лавинного конуса под скалами, до их верхней части, пересекли налево с подъемом широкий лавинный жолоб и вышли на скальный "серп" длиной в несколько сот метров (см. фото). Наверху серпа мы разгрузились. Пожелали авангарду команды удачи и пошли вниз. За несколько часов, пока мы были на скалах серпа, прошло несколько лавин. Ночью их нет, а с утра они регулярны и быстры, за что их и прозвали "электричками".

Из воспоминаний Муранова:
На следующий день второй заброски лавины стали за нами охотиться. Мы вышли еще раньше и услышали грохот первой электрички, вышедшей раньше расписания уже у скал, но успели спрятаться. На верхней разгрузочной площадки серпа нас ждал Толя Носов, осмотрел наш груз и еще веревку, оставленную на ночевке командой. Мы слышали вечером, как там спорили, кому нести веревку, да так и не решили.
Гора, как рентген, высвечивает все темные места на белоснежных одеждах ее покорителей... Нам - вспомогателям смешно: мы тащим в рюкзаках более 2-х пудов общественного груза ... Ну подумаешь мелочь лишних каких то 2-3 кг. Конечно подобрали ... Ведь веревка - это жизнь, говорят в горах, не только альпинисты, а сами горцы готовы за капроновую веревку отдать все что хочешь, и часто просто воруют ... Считается большим грехом наступить на веревку даже босиком не говоря уже об обуви !!..
Напуганные частыми лавинами, мы пристаем, в наивной надежде, к Носову:
-Ты гарантируешь, что если мы сейчас пойдем - нас не накроет?
-Ничего я вам не гарантирую, но я бы "позвиздовал"...

Толя дал нам для поддержки по горсти зерен дальневосточного лимонника. Предупредительная электричка прошла, когда мы спустились к нижней части серпа. Уверенные, что успеем до следующей, пересекли желоб налево и под скалами по лавинному конусу стали спускаться и тут со стометрового трамплина через нас прыгнула лавина - видно скорость была не малая и снег по скалам почти не сыпался. Вечером на морену пришли остальные, кто должен идти на гору. Утром 20 июля они стали подниматься, а мы - отдыхать и ждать Игоря Карпова, немного приболевшего после первой разведки.

"Электричка"

Лагерь № 2. Позирует Мясников

Из дневника Борзова:
18.07. начало основной работы. Итак, шеф подтвердил выводы группы разведки и направил часть команды и вспомогателей Муранова под маршрут. Оставшаяся часть команды и наше трио с Добрицким выходит завтра. Задача вспомогателям - по пути сделать заброски, и, в качестве утешения - пик Саладина, команда идет далее на Хан, до плато на высоте 6200 у нас маршрут общий.
Воскресенье, погода отличная. Выход во второй половине дня. Чуть спало солнце, мы в пути, и без привалов за полтора часа подошли к подножию Хан-Тенгри.
20.07. Выходим в пять часов утра. Проходим лавинный конус и начало ледового склона. Впереди Беня и Хейсин, за ними наша четверка. Небольшой, но крутой участок льда, а затем короткий траверс - и мы на "серпе". Ставим лагерь №2 в верхней части "серпа" на уже обжитом месте. После полудня погода портится, идет мокрый снег.

21.07. Утром делаем заброску. Преодолеваем 400 м ледового склона, скальный массив с "Бениной" ночевкой на стене, кулуар, небольшая стенка и, наконец, лагерь на "жандарме"(лагерь №3). Четыре часа работы на перилах, вверх с грузом, вниз - налегке. Снова снег во второй половине дня.
22.07. По знакомому пути поднялись на жандарм. Выложили площадку. Погода работает по расписанию: после обеда - снег. Здесь заметно выше, а потому и холоднее. Подходящие группы ставят палатки в пургу. Лагерь №3.
23.07. В это утро выход отменен из-за тумана. Затем страшный ветер, трещат стойки палатки, того и гляди, треснет сама ткань.

Лагерь № 3.

Из воспоминаний Муранова:
Погода испортилась надолго и наверх мы пошли через три дня. Наверху непогоду тоже пережидали, а по утрам, как говорят, пели "Ох, рано встает Муранов" на мелодию из "Бременских музыкантов". Решили судьбу не испытывать, уклониться от "электричек", и поднялись далеко слева от конуса, петляя по крутым снежно-ледовым сбросам. (фото 27). И правильно сделали. В середине подъема сошла лавина свежего снега, захватившего весь конус и дальше и прошла в несколких метрах от нас. Игорь Карпов успел снять ее на кинопленку. Идти только со своим грузом было легко, мы догнали хвост команды и вместе поднимались дальше. Я помню, как на сложном скальном участке, уставших от быстрого подъема, нас заботливо перестегивал с перил на перила Джон - Игорь Курицын.

Из дневника Борзова:
24.07. Ранний выход. Сильный мороз, туман, солнце где-то выше.
Пройдя веревок пять, уперлись в передовую группу мастеров: сложные участки отнимают много времени. В этот день не повезло группе Муранова: занемог начальник Митя, надо сопровождать его вниз.

Из воспоминаний Муранова:
Следующий день шли уже все вместе, но моя группа неожиданно получила приказ спускать (по состоянию здоровья ) нашего любимого начальника - Митю Хейсина. И опять, внизу серпа мы случайно оказались за нужным камнем, пока вокруг бушевала неожиданная по величине лавина. Путь маршрута пересекал кулуар, по которому время от времени сверху сходили лавины. Нет слов, чтобы описать ее стремительное бешенство - это было похоже на смерч, на столкновение поездов. Мы не слышали звука, только волна воздуха ударила нам в лицо... А затем, уже догоняя неистовую снежную круговерть, промчался грозный глухой гул. Комья льда и камни крутясь с о страшной скоростью, проносились в воздухе. Каждый их удар о склон вызывал целые тучи белой пыли, и сотни таких же стремительных глыб. Все ниже и ниже катилась лавина. Вот она коснулась ледника, клубясь взвились надо льдом снежные облака и уже спокойнее поплыли дальше, постепенно опадая и стихая. Наконец, все затихло. Только длинные белые языки протянулись на километр поперек черной ленты ледника. Все, кто видели эту лавину - и команда на маршруте, и ребята из лагеря, все твердо решили, что от нас ничего не осталось. Мы же поднялись выше на безопасное место переночевать и рано утром нырнуть вниз. В темноте мы видели, как снизу по леднику шел фонарик, как оказалось, с врачом Вадимом Грифом, тогда мы докричались друг до друга и сообщили, что все в порядке.

На пути к лагерю № 4.
("Гудков провал")

Из воспоминаний Виноградского:
После ухода Мити руководство восхождением переходило к Толе Носову. У Карпова были проблемы с позвоночником. Оба они шли в середине группы, молча, вроде как присматривались к каждому из нас, ну и мы их берегли для высотной работы.
Из дневника Борзова:
Несколько выше места прощания с начальником, Игорь Гудков сорвался со скал, но Бене его удалось задержать. Крутой снежный взлет привел к одинокой скале. Позже это место на высоте 5600 м. назовут "молодцовскими " ночевками - лагерь N4.

Ослепительно сияет солнце. Глубокий снег, временами проваливаемся по пояс. Обгоняя Веню по снежной целине, Викулин выбирает точку для эффектного кадра в сборнике "В снегах Тянь-шаня". Гонки по снегу кончились, вернулись к скальной "балде". Новый начальник открыл совещание. Нашей группе предстояло обработать снежный склон и часть скал, спуститься обратно к месту ночевки (аналогичная задача будет поставлена Шимелису и Гудкову из лагеря N% 6 накануне штурма Хана). Завтра сделать заброску до верхнего плато двадцати литров бензина(две канистры) и части продуктов, взойти на пик Л.Саладина и спустится как можно ниже. План команды - продолжать подъем до ближайшего удобного места где и разбить лагерь. Когда вернулись с обработки маршрута насквозь промокшие Рекеда и Добрицкий, наша палатка уже стояла.

Веня в снегах Тянь-Шаня

На маршруте
(подход к пику Саладина)

25.07. Утро, опять непогода. Выход в пять тридцать, быстро поднялись до палаток команды, пожелали доброго утра и пошли выше. Технические трудности кончились. Впереди плато и высота превышающая 6000 м. Идем в снегу временами по пояс, работаем по очереди. Плато - практически закрытый ледник с трещинами, гигантскими наддувами и склонами переменной крутизны.

Пик Саладина оказалась просто огромным снежным куполом без явно выраженного пика. Высота - 6300-6400 м. Минуты затишья сменяются порывами леденящего ветра. Солнце на такой высоте не в состоянии побороть вечный мороз. Полчаса любуемся незабываемой панорамой ... На юге - пик Победы, утопающий в снежном океане, а перед нами - голова "Повелителя Духов" - Хан-Тенгри. На спуске с плато повстречались с идущими по нашим следам Карпова и Носова. Ниже с большим отрывом идут остальные. Их вид оставляет желать много лучшего ... Особенно слабо выглядят Карасев и Веня. Ребятам еще работать и работать, а наша задача много проще - благополучно спуститься. Уступив "молодцовские ночевки" (лагерь- N%4) группе "Локомотива", делавшей заброску на плато, успели спуститься до "серпа" (лагерь- N%2). Уже темнело. Ставим палатку и через полтора часа уже полусонные наконец получаем по кружке душистого чая...

Вид на Хан с п. Саладина

Пирамида Хана

Из воспоминаний Виноградского:
К середине дня мы вышли на кромку снежного плато и невольно замерли... Перед нами лежало плато - огромное пространство в несколько футбольных полей. Слева - купол пика Саладина, а справа - скальным клинком, отороченным ледовыми сбросами слева, высилась пирамида Хан-Тенгри. Здесь у кромки плато мы решили выкопать пещеру (лагерь- N%5). Пришлось попотеть, но пещера вышла на славу: ровный пол, в стенах мы вырубили полки для продуктов и шмоток, сквозь верхний куполообразный свод лился рассеянный дневной свет ... Выход по науке был сделан ниже уровня пола. На следующий день была объявлена "дневка", так необходимая для восстановления сил.
26.07. На следующий день повалил густой белый туман, но он не помешал нам отметить день рождения Исаака Гилютина замечательным глинтвейном марки "Зашибись".

Из воспоминаний Муранова:
Утром по сброшенным перилам я быстро всех спустил. "Отец" спустился предпоследним и понял мои трудности, которых я еще не знал. Как истинный друг, он хотел что-то предпринять, но нельзя было терять время. В любой момент могла сойти первая лавина и я чуть не матом уговорил его уйти под скалы. Я считался руководителем группы и - мне больше рисковать. Через десять метров спуска с нижней страховкой я увидел, что дальше - чистый крутой лед и надо идти на передних зубьях кошек. Сколько-то метров прошел, а потом заскользил по склону и дальше маятником по конусу под скалы, где меня крепко удержал на репшнуре Виталик Скобелев, показав потом почти разорванный конец. Я так и не понял, сорвался или инстинкт сработал, но следом какие-то камни просвистели.

Из воспоминаний Парфененко:
Почти у самого лавинного конуса уже почти в самом конце спуска Хейсин сорвал меня, но притормозил падение через ледоруб, так что я отделался лишь солидными синяками,вылетев на лавинный конус (см..фото N%27). Мы отправили Митю с врачом вниз, а сами остались. День был тихий, солнечный. Все у нас с собой было. Мы разделись, разложили на камнях морены вещи сушиться, поставили примус, нарезали бутерброды и приготовились отметить день рождения Валеры Парфененко спиртом, подаренным врачом. Грохот поднял к верху наши головы. Лавина прыгнула через скалы на середину конуса, такого еще не было! От конуса поднялось клубящееся облако и понеслось вниз. Оно быстро росло, темнотой закрывая небо. Мы упали вниз, а именинник успел прижать рукой кастрюлю с примусом. Когда все кончилось, ледник, мы и наша морена были покрыты приличным слоем снега, а наших вещей не стало. Жаркое высотное солнце быстро испарило снег. И мы долго и далеко еще ходили и собирали по разным местам ледника наши вещи. Нашу группу называли "лавиноопасной", что и было лишний раз доказано.

Из дневника Борзова:
Опередив самые ранние "электрички", благополучно спускаемся на ледник к 10 часам утра. Нас, слегка пошатывающихся от усталости, встречают в базовом лагере. Скорейшему возвращению в немалой степени способствовало желание попасть на именины наших друзей - Валеры Парфененко, сопровождавшего Хейсина, и доктора Вадима Грифа. До обеда продолжались расспросы о том, что ожидало ребят на сорванном маршруте ...
Затем торжественный ужин отодвинул все остальное, были поздравления, были вручены подарки, осушены капли спирта. Вспоминали своих близких, которые сейчас так далеко. Пели о них и о многом другом под аккомпонимент гитары ,которую с достоинством терзал Виталька Скобелев. Знаменательное совпадение этих двух скромных торжеств вверху и внизу - последние всплески веселья, беззаботности и кайфа ...

Встреча в базовом лагере
Здесь увековечены: Рекеда, Парфененко, Эпштейн, Скобелев, Муранов и Кантонистов

Потом, очень скоро, всем будет очень трудно и очень грустно ... И еще. Как-то странно получилось, что три срыва подряд произошли почти в одно и то же время.Пошло томительное ожидание в базовом лагере новостей сверху.
Митя Хейсин - наш начальник, из семьи известного биолога-генетика, интеллигент и умница, весельчак и балагур. На нем лежал громадный груз ответственности. "Мне объяснили наверху, - говорит он - что спортивные наши успехи их мало интересуют. Главное, чтоб сошлось "сальдо с бульдо" по головам в конце восхождения". Зашел разговор о докторской диссертации...
- Виталий, нужно было только "не полениться, нагнуться и поднять" - переписать уравнения в сферических координатах - и получилось. Получились очень интересные следствия, которые объяснили многие непонятные до этого факты...
Надоели и карты и шахматы ...
- Давай, собирайся на научный семинар, что мы не интеллигентные люди, не сумеем провести, ведь интересно же.
- А какая тема?
- Ну, например, преобразования Лапласа-Хэвисайда...
Присоединился Игорь Гудков...
- Ну ты, Игорь даешь, ну загнул! Теперь можно определить единицу трепа - один Гудок. Все остальное - на порядок меньше или малые доли "Гудка".

А тем временем ребята идут наверх, где-то под вершиной. Мы внизу с нетерпением ожидаем, когда можно будет их поздравить с победой ... Нет-нет, да и посмотришь в телескоп, где же там они, но видимости никакой, их заволокли плотные облака, хотя и не сплошные. Сидим у нас в палатке, расписали пулю ... Играют в основном Муранов и Хейсин, я же проигрался в пух и прах, прошу у Мити остаток проигрыша отдать в Ленинграде. Отдал в виде копии Рериха - "Тибетский монастырь"…
В палатке у Борзова с Викулиным чай - "Виталий давай подгребай!
Мы начинаем - а меня Муранов обыгрывает в очередной раз в шахматы, я сколько могу, упираюсь.
-Виталька давай - мы тебе говорим!
Митя хранит наше целомудрие: Чтоб больше никаких приватных чаепитий - экономьте продукты... И такие вещи, как откупорка бутылок, лучше делать в присутствии руководства!
Митя охраняет покой, и на мои неудачные попытки подобрать на гитаре мелодию, доносится:
-Виталий, ты нас всех извел своей "на заре ты ее не буди"!

Митя внушает Грифу:
-Ты чего все загораешь? Ты бы жопу поднял да хоть по леднику погулял! Потеряешь форму - а вдруг на верх?
И как в воду глядел ... Это оказалось у нас самое слабое звено.
И мне раз пришлось присоединиться к этому процессу, я аппелирую к Мите:
-Митя, ты что ему привилегии выдал, он может и не дежурить?!
-Нет должен, гони его на кухню!

Из воспоминаний Муранова:
В оптическую трубу мы видели шестерку на предвершинном гребне. Спустилась вниз часть команды, взошедшая на Хан-Тенгри. Между нашими базами "Труда" и "Локомотива" было около ста метров. Посредине стояла на треноге старая немецкая 60-кратная оптическая труба. Мы любили смотреть в нее звезды и Луну. В трубу был виден только краешек Луны с зубцами гор по всему периметру. Она только кажется круглой. На высоте 4200 м. воздух сильно разрежен и чист, и на самой Луне было видно все, вплоть до крупных камней. Однажды вечером я видел темную фигуру, долго смотревшую в трубу. Утром я в "Локомотиве" спросил, кто у них был на трубе. "Никто, - ответили они - мы думали это из ваших". Стало тревожно. Значит приходил "черный альпинист", а это часто бывает к беде.

Хан при луне

Рывок наверх

Из воспоминаний Виноградского:26.07. Наутро мы покинули пещеру,оставили там часть бензина и продуктов (см. фото). Перешли через плато, поднялись метров на 200 на его край к самой пирамиде Хана, и, соорудив ветроозащитные стенки из снега, установили предпоследний лагерь"(лагерь- N%6), с которого все и началось…

из воспоминаний Шимелиса:В лагере N%6 собралось 10 человек, и пока ставили две палатки, Носов послал связку Гудков-Шимелис обрабатывать далее маршрут. У нас хватило сил и времени в этот вечер до наступления сумерек навесить 5 перильных веревок.
27.07. А с утра, во время суеты в палатке перед выходом прозвучал хрипловатый голос Игоря:
-Мужики, я заболел, никуда не иду...
-Я тоже остаюсь - произнес Толя - я думаю, он за день-другой оклемается. А вы - рубитесь, вешайте веревки, ну, в крайнем случае, сделаете вершину, если сил хватит. Руководитель - Карасев, с нами здесь остаются Гудков и Шимелис ... Все! Желаю удачи!
Но отсюда, с плеча, за один бросок вершины все равно не достичь. Нужно примерно на высоте 6700 поставить палатку перед последним взлетом (лагерь- N%7). Покручиваем варианты ... Наконец, Носов принял решение:
-Здесь остаются я, Игорь, Влад и Игорь Гудков. Наверх идут Игорь Веня, Беня Гутман, Исак Гилютин, Володя Мясников, Миша Ильяшевич и Карасев - руководитель. Берете с собой одну палатку, один примус, ну еды там на пару дней. Сегодня проходите стенку, ставите предштурмовой лагерь. Завтра просматриваете и обрабатываете последний участок. Послезавтра утром - спускаетесь к нам. И мы по вашим веревкам прем наверх!!!
Но проблема - как разместиться вдесятером в одной палатке? Решили перед штурмом группам разместиться равномерно по двум палаткам, причем первая группа после завтрашней работы спускается в нижнюю, а Носов со своей группой перебирается в предвершинную...
Но что будет с Карповым за это время? Решили придерживаться голосовой связи - обе палатки на виду. А если туман или непогода?
-Ну, мужики, вы сами взрослые - говорит Носов - будете действовать по обстоятельствам ... Очевидный очередной авось.
Утром, посылая первую штурмовую группу на дальнейшую обработку маршрута к предвершинному лагерю, Носов сам уже нетвердо стоял на ногах, опираясь на качающуюся под рукой стойку палатки. В этот и следующий дни работы верхней группы осуществлялось периодическое наблюдение за нею из лагеря N%6.
Наконец, двинулись в вверх по очень сыпучему снегу... Дальше на пути желто-розоватые скалы - ни зацепки! ни выступа! Идем медленно - как позволяет дыхание. Холодно ... Ветер гудит постоянно и выдувает веревки из расщелин, натягивая их дугой... К концу дня мы установили палатку в расщелине (лагерь- N%7), отсюда просматривается дальнейший путь по гребню. Ночь прошла в каком то забытьи, из всех чувств осталось одно - идти наверх!
28.07. Утром вышли на штурм, оставив палатку, и от ледяного ветра замотав лица, оставались одни лишь глаза... Примерно через час движения Исаак находит ледоруб. Идем дальше, и вот перед нами крутой снежный склон, протяженностью в три веревки... Снег, как пудра, порой проваливаешься по подбородок... За тобой траншея... И абсолютно не за что застраховаться! Но вершина-то - почти рукой подать!!!
Где-то здесь отступил несколько лет назад Игорь Тамм.
Мы развязываемся, теперь у каждого своя судьба... Идем, пробивая в снегу траншею ... сперва рукой, локтем, надавливаешь грудью ...пускаешь в ход колени, наконец, делаешь шаг в эту кашу - и сползаешь назад! Дыхания хватает на десять шагов. 10 шагов и в сторону - идет следующий. Обе руки на ледоруб, лбом на руки - пульс под 200.
Наконец, под ногами твердый фирн ... скальный взлет - по нему наверх идет веревка - за ним вершина?? Наверху Карасев с Гилютиным и Ильяшевичем суетятся, ищут ледоруб, чтоб раскопать тур с запиской (все ледорубы были оставлены в начале последней веревки), в суете Беня "поймал" затылком камень - и, естественно, окончательно выбыл из игры - бедному Карасеву добавилась еще одна проблема ...
Ребята "наелись" до предела и остановились у первого же попавшегося тура, хотя это была явно еще не вершина, до нее двумя неделями позже "локомотивцы" еще шли и шли в отличную погоду более 2-х часов вверх по куполу в полном снаряжении с веревками и ледорубами ...
Но формально все в порядке, и мы их понимаем. Тур есть тур, и записка - документ ... Здесь в свое время плутал в поисках тура и сам Абалаков.